Творческая мастерская Бум-Ка

Дополнительная образовательная программа "Бум-Ка"

 Пояснительная записка

Настоящая дополнительная образовательная программа составлена на основании следующих нормативных документах:

· ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

· О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844.

· СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 41 от 4.07.2014 г.

· Устав МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Приказ № 247 от 29.03.2012года).  О нормативах наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063-р

· Приказ  Министерства образования и науки РФ  от 29.08.2013г.№ 1008  « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Данная программа предназначена для занятий с детьми в учреждениях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста с 5-6 лет. Рассчитана программа на два года обучения, учебно-тематический план составляет 100 часов.Формирование личностно-значимых, морально-психологических качеств: усидчивость, терпеливость, трудолюбие, умение доводить начатоедело до конца, чувство коллективизма и взаимовыручки.

 При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход отпростогок сложному. 

Ключевая концепция данной программы заключается в предоставлении дополнительных образовательных услуг, детям 5 - 6 лет и составлена с учетом возраста учащихся. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Реалистичность программы определяется имеющимися на сегодня материально- техническими и научно-методическими ресурсами. Реализация программы предусматривает дополнительные материальные ресурсы.

Участники программы:

К участию в реализации программы привлекаются дети 5-6 лет, посещающие  дошкольные образовательные учреждения г. Ханты-Мансийска, желающие обучаться по данной программе на добровольной основе.

 Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что работа с бумагой позволяют  обучаемому ребенку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

  Занятия по изготовлению поделок из бумаги формируют не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость пальцев и кистей. Ведь для изготовления отдельных деталей ладони выполняют самые разные операции – сгибают и разгибают кусочки бумаги, компонуют из них более сложные композиции, которые затем  соединяются в нужном порядке.

Новизна является создание благоприятных условийреализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.

 Цель программы Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности при изготовлении бумажных игрушек.

Задачи  программы

Обучающие

· Формировать  умения следовать устным инструкциям.

· Обучать  различным приемам работы с бумагой.


Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

· Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

· Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

· Расширять коммуникативные способности

· Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

Методы  и формы работы

· словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

· наглядный метод (показ способов выполнения, схем выполнения,  презентаций, видео мастер-классов и др.);

· метод дидактических игр;

· практический (использование нетрадиционных материалов);

·  

Ожидаемые результаты

В результате обучения учащиеся:

· познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

· овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

·  научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);  научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

 

Критерии и показатели качественной оценки работ

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по созданию работы. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.

Самостоятельность в работе

· самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до исполнения;

·  выполнение работы с небольшой помощью педагога;

· выполнение работы под контролем педагога.

Трудоемкость

· сложно;

· достаточно сложно;

· достаточно просто.

  Цветовое решение

· удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно;

· неудачное решение, цвета теряются и сливаются.

  Креативность

· самостоятельное составление эскиза предстоящей работы;

· оптимальный выбор конструктивной формы изделия;

· использование различных способов работы;

· изделие выполнено на основе образца.

 Учебно-тематический план 

п/п

Название тем, разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Введение

1

Свойства бумаги и картона. Игрушки за пять минут

2

1

1

Итого:

2

1

1

Простое  и сложное складывание

2

Складывание в технике двойного квадрата, двойного прямоугольника.

2

1

1

3

Игрушки из витых полосок.

2

-

2

4

Игрушки из пушистых шариков

2

-

2

5

Животные .Складывание.

4

-

4

6

Игрушки в технике фонарики.

2

-

2

7

Звери. Складывание двойного круга.

8

-

2

8

Складывание бумажных гармошек

8

1

7

Итого:

28

2

26

Поделки из бросового бумажного материала

9

Машины

2

-

2

10

Зверушки из фтулок

4

-

4

11

Зверушки из бумажных тарелок

4

-

4

12

Домики

6

1

5

13

«Квадрарики».

4

-

4

Итого:

20

1

19

Новогодние поделки

14

Снежинка-балеринка.

2

-

2

15

Игрушки из полосок на елку.

6

-

6

16

Дед мороз и Снегурочка.

2

-

2

17

Гирлянды на ёлку.

2

-

2

18

Символ года

4

-

4

19

Рождественский ангел

4

-

4

Итого:

20

-

20

Праздничные поделки

20

 Сердечки

4

-

4

21

Военная техника

4

-

4

22

 Цветы

8

1

7

23

Пасхальные поделки

4

1

3

25

День Победы

6

1

3

26

Рамочки для фото

4

-

4

 

Итого:

30

3

27

Всего:

100

7

93

Содержание программы

№п/п

 

Название тем, разделов

Количество часов

 

содержание

Введение.

2

Показать детям свойства бумаги и что можно из нее делать.

Простое и сложное складывание

28

Складывание оригами, гармошки, двойной круг, пушистые шарики.

Поделки из бросового бумажного материала

20

Использование бросового бумажного материала для изготовления игрушек

Новогодние поделки

20

Изготовление новогодних игрушек и подарков.

Праздничные поделки

30

Изготовление игрушек, поделок и открыток к праздникам

Всего:

 

100

 

Компоненты реализации программы

· комплектование учебных групп;

· системный подход в преподавании материала;

· шкафы (в количестве 2-3 штук)  для хранения готовых и неоконченных изделий, материалов для поделок, выставочная витрина;

· проектор, доска магнитная, доска интерактивная, компьютер;

· бумага, картон и другие материалы для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно;

·  составление плана мероприятий (посещение музеев, творческих выставок, фестивалей, экскурсии, работы над проектом, индивидуальная работа);

· оптимальные условия здоровьесбережения (освещение, тепловой и питьевой режим, проветривание, динамические паузы, офтальмотренажер);

 

Список литературы

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. – 241 с. – (серии « Учимся играючи», «Азбука развития»).

2. Е.А. Каминская Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. – М.: РИПОЛ классик 2011г.

3. Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с. 9Серия «Вместе с детьми».

4. Анна Лимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006. – 32с.

5. Нагибина М.И.,  Долженко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и картона / Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 128с.

6. Е.А. Шилкова Квиллинг. Поделки из бумажных лент . – М.: РИПОЛ классик 2014г.

 Интернет ресурсы

 www.vidod.edu.ru - федеральный портал «Дополнительное образование детей».

 www.schoolbase.ru - всероссийский школьный портал.

 www.club-rukodelie.com/toys.html  - клуб рукоделие

www.proshkolu.ru  - портал для учителей (методические материалы)

www.pedmir.ru - сайт практической направленности (разработки уроков, презентации)

www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

 Словарь основных терминов дополнительной общеобразовательной программы.

Бумага - волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозырастений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).

Квиллинг (англ. quilling — от слова quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Декупаж (фр. dcouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.

Плетение — способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (коноплясолома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника

 Диагностические материалы: система оценивания, критерии оценивания.

Входной мониторинг объединение «Бум-Ка» (Бумажная игрушка)

 

№ П/п

 

 

 

Фамилия Имя

 

 

 

складывание

складывание

 

вырезание

пользование шаблоном

Вырезание мелких деталей

Склеивание

  Точность исполнения по образцу

 

итог

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

 

 

 Низкий  Средний

Высокий

Оценка результата:1 -2 низкий уровень,  3-4 средний уровень ,5 – 6 высокий уровень

Индивидуальные план работы с одарёнными детьми

на 1 полугодие 2015-2016учебный  год

Объединение: «Бум-Ка» (бумажная игрушка)

 

п/п

Мероприятия

Срок

Результат

1

Выработка направления и темы индивидуального образовательного маршрута 

Сентябрь 2015

Тема «Новая жизнь ненужных вещей»

2

Изучение литературы 1.Екатерина Румянцева: Аппликация. Простые поделки

2.Вита Напара: Поделки из ненужных вещей. Шаг 2

3.Анастасия Иванова: Поделки из ненужных вещей

4.Ирина  Агапова, Маргарита Давыдова: Поделки и подарки к праздникам

Сентябрь 2015

Выбор тем для занятий

3

Формулировка цели, задач, принципов работы.

Составление плана работы по достижению поставленной цели.

Октябрь 2015

Составление плана работы по достижению поставленной цели.

4

Связь способностей детей со знаниями и умениями.

Октябрь- ноябрь 2015

Практические занятия

5

Написание отчёта по проделанной работе в методический кабинет.

декабрь 2015 года

Подведение промежуточного итога проделанной работы.

 

 

Наглядный и дидактический материал к программе

1. Схемы складывания базовых форм квиллинга.

2. Технологические карты декупаж, плетение

3. Фотогалерея и альбом «Работы «Бум-Ка»

4 октября 2015 в 20:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.